Версия для слабовидящих 

Ответы на вопросы, возникающие в связи с переводом на дистанционный режим работы образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы

Ответы на вопросы подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее - Порядок) и методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо Минпросвещения от 19.03.2020 № ГД-39/04) (далее - Методические рекомендации).

Вопрос 1. Необходимо ли корректировать учебные программы в связи с переходом на дистанционный режим? Если да, то какой механизм в условиях самоизоляции и невозможности собирать методсоветы, педсоветы и т.д.? В какой форме лучше организовывать занятия и давать задания, чтобы не перегрузить ребенка, на которого массированно обрушились школьные задания?

Да. В программы необходимо внести коррективы, по возможности перераспределить часы не на лекционную, а на проектную деятельность.(пункты 5, 7 раздела 1 Методических рекомендаций).

Также необходима обязательная смена деятельности - не более 15 минут за компьютером (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ»).

Для проведения педагогических и методических советов возможно использовать форматы видеосвязи, например, Бкуре, или использовать группы, созданные в системах мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры).

Вопрос 2. Как внести изменения в дополнительные общеобразовательные программы (переработать заново по всем разделам или достаточно сделать приложение к программе на период дистанционного режима)? В каком разделе рабочей программы педагог должен внести изменения в связи с дистанционным обучением?

Необходимо внести корректировки в имеющий учебный план с учетом возможностей реализации тем занятий(пункты 5, 7 раздела 1 Методических рекомендаций).

Вопрос 3. Подскажите, как в этот период заполнять журналы? Журнал творческого объединения педагоги заполнят в мае за апрель?

Учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме необходимо осуществлятьв соответствии с пунктом 9 Порядка.

В период работы дистанционно рекомендуем ребенку вести дневник выполнения занятий для последующей передачи педагогу.

В соответствии с пунктом 6 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

То есть, педагог ведет ежедневно учет количества детей, занимающихся по программе, в том числе с использование телефонной связи, смс-сообщений, видеозвонков и других форм. После окончания дистанционного режима необходимо будет на основании дневников детей, а также ежедневного контроля педагога составить отчет о деятельности и заполнить журнал объединения.

Вопрос 4. Возможно ли продление учебного года для групп дошкольников, в связи с невозможностью по объективным причинам организовать дистанционное обучение?

В соответствии со статьей 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 13 Федерального закона федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом продление учебного года возможно по решению администрации образовательного учреждения, данные изменения необходимо также внести в календарный учебный график образовательной организации.

Вместе с тем, обращаем внимание, что помимо дистанционного обучения с использованием форматов видеосвязи, можно использовать группы, созданные в системах мгновенного обмена сообщениями (мессенджеры), либо обмен смс-сообщениями, передача заданий детям посредством аудиозвонков.

Вопрос 5. Какой необходимо использовать санитарный регламент для проведения занятий по дополнительным общеобразовательным программам с детьми в дистанционном режиме с применением электронного обучения?

Рекомендуемая продолжительность онлайн занятия должна соответствовать санитарно-гигиеническими требованиями. САНПИН 2.4.4.3172-14 «САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ». СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ЭЛЕКТРОННО- ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫМ МАШИНАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ»

Допускается сокращение времени проведения занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий до 20 минут обучающимся до 8 летнего возраста; до 30 минут обучающимся старше 8 летнего возраста. Данные изменения необходимо внести в календарный учебный график.

Вопрос 6. Какие наиболее актуальные и результативные формы работы с родителями (законными представителями) в сложившейся ситуации при обучении детей в дистанционном режиме?

В связи со сложившейся ситуацией по переводу детей на дистанционный режим обучения, с целью гармонизации отношений между участниками образовательного процесса педагогам рекомендуется создать чаты с родителями (законными представителями), специальную группу в социальных сетях, в которую включить педагога-психолога образовательной организации, где педагоги, в том числе педагоги-психологи, смогут оказать необходимую помощь, ответить на возникающие вопросы, связанные с вынужденной самоизоляцией и необходимостью дистанционного обучения детей, помогут в избавлении от чрезмерной тревоги и неуверенности. Как пример, приводим ссылку на психологическую группу Центра детского творчества Ворошиловского района города Ростова-на-Дону. Пройдите по ссылке https://vk.com/club193728500и воспользуйтесь возможностью получения психологической помощи и поддержки.

Первое и основное правило: как можно спокойнее ведите себя с родителями, старайтесь не поддаваться на их категорическое неприятие ситуации, соглашайтесь с тем, что ситуация сложная, но это временная мера, и что только вместе мы с нею справимся. Предложите родителям вместе с детьми позаниматься творчеством, отмечайте достижения детей, хвалите их за успехи. Обратитесь к родителям с просьбой через официальный сайт учреждения, родительские группы творческих объединений подсказать идею проведения виртуальных конкурсов, запуск интересных видео блогов на тему культуры, искусства, спорта и т.п. интересные совместные с детьми дела, конкурсы на лучший социальный ролик безопасности, занимательный проект, тем самым привлекая родителей к совместной деятельности с детьми и оказания помощи педагогам.

Вопрос 7. Какой пакет документов педагог должен разместить у себя на сайте: конспект занятия + дидактические материалы по выполнению задания, собственный мастер-класс, видео урок или допустима только ссылка на мастер- классы и видео уроки с различных сайтов, главное, чтобы тема совпадала с дополнительной общеобразовательной программой педагога?

На сайте образовательной организации обязательно должны быть размещены расписание занятий и инструкции по работе с выбранными электронными ресурсами. Прочая информация размещается для удобства работы педагога и детей и не является обязательной к общему размещению(пункт 3.2. раздела 1 Методических рекомендаций).

Вопрос 8. Как восполнить потерю часов учебно-тематического плана во время нерабочей недели в марте?

В соответствии с пунктом 6 приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» образовательные организации реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Таким образом, потерю часов можно восполнить занятиями в летний период времени (преимущественно начало летних каникул, когда обучающиеся еще не успеют разъехаться к местам отдыха), с обязательным указанием тем из учебно- тематического плана периода нерабочей недели марта.

Вопрос 9. Как, не нарушая требований режима самоизоляции, организовать самоподготовку детей с последующим контролем, если доступа к Интернет в семье нет вообще? Что педагоги должны предоставить, чтобы подтвердить реализацию рабочей программы на данный период?

В соответствии с пунктом 6 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

В случае отсутствия доступа к Интернету возможно передавать индивидуальные задания ребенку в телефонном режиме. В качестве контроля можно предусмотреть сбор обучающимся материалов для портфолио по выполненными заданиям: рисунки, поделки, дневник размышлений, ассоциаций, сочинения и т.п., формы самовыражения, которые ребенок представит педагогу по окончании самоизоляции. По итогам также можно организовать в учреждении конкурс на лучшее портфолио «Мое творчество в самоизоляции».

Также рекомендуем педагогу вести ежедневно учет количества детей, занимающихся по программе, в том числе с использование телефонной связи, смс- сообщений, видео звонков и других возможных форм. После окончания дистанционного режима необходимо будет на основании портфолио детей, а также ежедневного контроля педагога составить отчет о деятельности и заполнить журнал объединения.

Вопрос 10. Обязательно ли педагог должен присутствовать в образовательном учреждении при проведении занятия в дистанционной форме?

Нет. Рекомендовано наибольшее количество сотрудников перевести на дистанционный режим работы с соблюдением условий самоизоляции (Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272).

При этом, образовательной организацией может быть предусмотрен вариант выхода отдельных педагогов (единичные случаи), не подпадающих в категорию «65+ и имеющих хронические заболевания»(Постановление Правительства Ростовской области от 05.04.2020 № 272), на рабочее место, по скользящему графику, со строгим соблюдением всех необходимых санитарно-гигиенических требований.

Вопрос 11. Необходимо вносить изменения в муниципальное задание?

Да. Внесение изменений учредителем производится на сновании предложений организаций по корректировке муниципального задания. Меняется условия (формы) оказания (показатель 1) (Постановление Правительства Ростовской области от 18.09.2015 № 582 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Ростовской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания», муниципальные нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и оказания муниципального задания).

Вопрос 12. Необходимо заявление родителей на обучение их детей в дистанционной форме?

Да. Родители пишут заявление и передают их в образовательное учреждение любым удобным способом, в том числе в электронном виде(пункт 4 раздела 1 Методических рекомендаций).

Вопрос 13. Возможно использование ресурсов других организаций для проведения занятий? Можно ли заменять темы по дополнительной образовательной программе разного рода дистанционными конкурсами, марафонами?

Да, можно использовать ресурсы других организаций для проведения занятий по темам дополнительной образовательной программы педагога(пункты 7, 8 Порядка).

Можно менять темы, при условии, что эти темы дополнительной образовательной программы будут реализованы в более поздний период 2019-2020 учебного года, например, в период летних каникул в соответствии с приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Целесообразно оставить тему, но изменить форму занятия. Например, можно реализовывать запланированную тему дополнительной образовательной программы путем участия обучающихся в дистанционных конкурсах, марафонах, акциях, проектах, близких (аналогичных) этой теме по направлению и названию, с указанием ссылок на источники.

На сайте минобразования Ростовской области в разделе «Он-лайн мероприятия» http://www.rostobr.ru/activity/education_new/on-layn-meropriyatiya/размещается актуальная информация об акциях, конкурсах, мероприятиях, в которые можно вовлекать детей.

Вопрос 14. Кто отвечает за технику безопасности при выполнении дома детьми заданий по декоративно-прикладному и техническому творчеству с применением колюще-режущих инструментов, а также по хореографии при отработке по видео хореографических элементов и занятий в спортивных объединениях?

Ответственность за жизнь и здоровье ребенка при нахождении дома несут родители (законные представители).

Необходимо провести инструктажи о соблюдении техники безопасности при проведении занятия с родителями (законными представителями), а также с детьми (с использованием дистанционных форм). Активно привлекать к совместной деятельности с ребенком родителей (законных представителей), обеспечить их нахождение с детьми при выполнении заданий.